Неспособность армейских систем ПВО России защитить предприятия от налетов украинских беспилотников заставляет компании и организации самостоятельно организовывать оборону. По подсчетам Bloomberg на основании данных о госзакупках, государственные компании и ведомства потратили в прошлом году не менее 1,7 млрд рублей на средства электронной защиты. Большинство средств было потрачено на оборону объектов коммунальной и энергетической инфраструктуры, в том числе 351 млн рублей для Смоленской АЭС, 333 млн на систему водоснабжения Москвы, 46 млн для нефтяного терминала в Калининградской области и др.
Частным компаниям тоже пришлось сильно потратиться, тем более что летом прошлого года украинские беспилотники (БПЛА) атаковали нефтехранилища в Белгороде и Воронеже, а в начале этого стали планомерно бить по нефтеперерабатывающим заводам и вывели из строя около 14% мощностей (по данным Reuters). Спрос на коммерческое оборудование для защиты от дронов, включая радары, оборудование дистанционного радиоуправления и др., за последний год вырос вчетверо, подсчитал Bloomberg Economics. Производство же такого рода аппаратуры в феврале подскочило вдвое по сравнению с тем же месяцем 2023 г., по информации Росстата.
«Если мощность потока дронов сохранится, российская ПВО не увеличит свою эффективность и не будут найдены какие-то иные способы обороны, Украина будет способна снижать объемы выработки на российских НПЗ быстрее, чем российские нефтяные компании будут способны их восстанавливать», — предупреждал в марте эксперт по российской энергетике Сергей Вакуленко, приглашенный научный сотрудник Берлинского центра Карнеги по изучению России и Евразии.
Экономист по России Bloomberg Economics Александр Исаков считает, что благодаря усилиям компаний и частным производителям средств защиты «Россия в ближайшие кварталы, вероятно, сможет сделать свои НПЗ и другие ценные объекты менее уязвимыми для ударов беспилотников». По его словам, производство во многом удалось нарастить до того, как с конца прошлого года западные страны стали ужесточать контроль за соблюдением санкций, включая поставки электронных компонентов через третьи страны.
Украина стала выпускать и активно применять беспилотники дальнего радиуса действия. Недавно удар был нанесен по заводу в особой экономической зоне «Алабуга», который производит иранские дроны; он находится в Татарстане в 1300 км от украинской границы.
Российские власти обсуждали размещение военных систем ПВО для защиты НПЗ, но пока никаких объявлений об этом сделано не было, хотя чиновники работают над этим вопросом с представителями компаний, пишет Bloomberg.
Пока же компаниям приходится действовать самим. На электронной торговой площадке «ТендерПро», где закупки производят более 300 000 компаний, около трети всех тендеров на системы борьбы с БПЛА провели нефтяные и газовые компании; на промышленные и горнодобывающие предприятия пришлось 28% и 10% соответственно
Производство за спросом не поспевает, признал на конференции в Москве Андрей Клюев, гендиректор пензенской компании «Юмирс», которая изготавливает радиолокационные и тепловизионные комплексы охраны:
Угроза растет быстрее, чем с нею могут справиться производители.